17
Май 2016

@minigp

451 градус по Фаренгейту

В прошедшие выходные на картодроме Лидер, около подмосковного города Подольска, прошли детские соревнования по мотоспорту. Это первый этап из нескольких детских мотогонок, которые пройдут в рамках кубка по супермото в сезон 2016 года. Стоит отметить, что, несмотря на кризис и крайнюю непопулярность мотоциклов в нашей стране, общее число участников достигло рекордных 25 малышей, при этом некоторые из них приехали даже из Киева! Благодаря чему этот этап по праву может называться международным.

Очень хорошо, что организаторы этой серии учуяли тренд и смогли собрать вместе мото-семьи, разделив по классам всех малышей. Здорово видеть вместе родителей, которые по той или иной причине обратили внимание на мотогонки! И пусть пока организаторы супермото соревнований слишком заняты, чтобы составить корректные регламенты детских классов серии, от чего детские заезды выглядят не очень правильно. В настоящее время в российском мотоспорте традиционно важнее использовать принципы типа: "главное участие", что, безусловно, поможет развитию детского мотоспорта в частности и всего мотоспорта в целом. И, конечно, всегда лучше, если планы организаторов будут простираться в далекое будущее, чем придерживаться сегодняшних конкретных задач по воспитанию определенных мотогонщиков. В конце концов, развитие детей, в чем бы и где бы то ни было, это дело их семей! Тем более, что судя по нашим звездам шоссе, таким как Леонов,ИвановЮрченко, подрастающий Мараев, подобные мото-старты в возрасте 3-4 года им даже не снились. Так что, несмотря на то, что в целом разделение по классам, а также мотоциклы участников не выдерживают никакой критики в среде специалистов, стоит скрестить пальцы и зарядить всех позитивом!

Ну, а мы с вами позволим себе поговорить с позиций "экспертов". И хоть никто не давал нам неких сертификатов или дипломов, разрешающих носить это "престижное" во многих кругах понятие, мы присвоим себе его по праву людей, которые, в сравнении с большинством читателей этой заметки, чуть более продолжительное время изучают мотоспорт, участвуют в его развитии и прогрессе спортсменов его наполняющих, стартуют в мотогонках различного уровня, а также в принципе интересуются вопросами развития когнитивных, координационных, прочих способностей и свойств личности.

На Лидере детские классы были разделены между всеми участниками в возрасте до 10 лет по следующим классам: минимото, минимотарды, кросс 50. Их в свою очередь наполнили более менее подходящие под эти определение детские мотоциклы.

Класс минимото был представлен разными мнини-мотоциклами с крохотными колесами, маленькими габаритами и любыми моторами. Все в целом напоминало детские мотогонки в Европе, но с большой натяжкой и не только из-за малого количества участников в заезде.

Класс минимотард, похоже, был собран на основе очень популярного во многих детских школах и семьях мотоцикла - YCF50. С двумя дополнениями, в виде участников на "первом мотоцикле в жизни любой звезды АМА суперкросса" - Yamaha PW50, а также на "мечте папы каждого юного мотокроссмена" - KTM 50 SX.

Как отмечалось выше, наше экспертное мнение носит позитивно-консультативный характер. Лучше такой мотоспорт, который под действием общественных мнений и правил можно совершенствовать, чем никакой! Поэтому продолжаем.

Минимото в любой стране мира и Европы - это сильно регламентированный класс мотогонок. Это связано не только с организацией активной и пассивной безопасности в заездах, что всегда необходимо в столь опасном виде деятельности. Но и сделано для соблюдения самого важного этапа развития мотоспортсмена, который, в свою очередь, должен помочь его развитию, а не притормозить (см нашу предыдущую статью vk.com/wall-85885841_23477).

Ведь давно знают, что после трех уже поздно (шутка. Редкий ребенок участвует в 3 года в мотогонках, так что езда на любом мотоцикле для ребенка все в прок). Отчего очень важно в минимото иметь жесткий технический регламент, касающийся прежде всего спецификации двигателя, призванной ограничить мощность мини-мотоцикла. Российские минимото гонки, к сожалению, пока даже концептуально к реализации этого пункта не приблизились. Консультативный совет организатора принципиально исключил из правил ограничения по мощности. Это не случайно. В настоящее время детские мото-кружки ставят во главу задач личные цели продвижения услуг, попутно занимаясь развитием своих маленьких клиентов. Никто не будет спорить, тк это понятно всем, что в современном материальном мире реклама, способствующая развитию рынка и сбыту, куда более важна, чем сам продукт, качество которого всегда можно изменить в любую сторону в зависимости от требований покупателей. Сейчас для мотоспорта в России очень важна популярность, тк массовость будет в большей степени влиять на будущее мотоспорта, чем правильная подготовка спортсмена. Поэтому семьи "действующих" мотогонщиков, как и семьи, чьи дети занимаются любым другим видом спорта, должны быть сами подкованы в плане особенностей выбранного вида спорта. И, скорее всего, это всегда их задача искать компромисс с тренерами секций, организаторами соревнований, выбирая наиболее правильный для своего ребенка путь. Ведь в конце концов, кто заказывает музыку, за которую заплатит!

Вернемся к замечаниям. В отношении самого важного пункта - технического регламента минимото, можно сказать одно, в настоящее время все не корректно. И наши замечания не касаются специфичных аспектов регламента, таких как урегулирование энерговооруженности системы пилот+мотоцикл путем введения в правила минимально допустимой массы и размещения на мотоцикле довеска. Речь идет о банальных ограничениях мощности для моторов класса, которые не сложно взять из регламентов соревнований чемпионата Европы, или хотя бы из мотогонок Италии/Испании. Сейчас же в классе минимото, проходящем в рамках соревнований по супермото, 3-8 летние дети могут ехать на мотоциклах с моторами для детей от 12 лет! И это очень грустно, так как два мотоцикла "призеров" этого класса оборудованы двигателями мощностью около 10 сил, когда ребенок, занявший третье место, едет на воздушном минике, имеющем в два раза меньше лошадиных сил. Хотя, если мы будем рассматривать эту ситуацию с позиций родителей, а не технической комиссии мотофедерации, то мы, как родители, скорее всего поступили бы также. Ведь куда важнее радоваться мгновению, размещая победные фото на страницах соцсетей, чем думать о туманном будущем ребенка в техническом спорте. Да и психологию победителя тоже нужно как-то строить. Ну, а призер четырехлетка, который каждый поворот пытался отвоевывать еще одну позицию у ребенка, имеющего превосходство в моторе, в любом случае находится на таком уровне своего психологического развития, что ему еще можно сказать, что причина упущения первых двух мест - это то, что нужно было вовремя удвоить усилия. Главное, чтобы он хотя бы это понял, они же такие еще малыши для многих абстрактностей, типа стараний. Так что на данный момент родитель каждого из призеров в "плюсе".

Идем дальше. Класс минимотрад на базе мотоциклов YCF50, на наш взгляд, это лучший класс мероприятия, так как в нем было наибольшее количество участников на одинаковых мотоциклах, при более менее одинаковой массе каждого участника. Не будем размышлять о том, что этот мотоцикл был скорее всего спроектирован маркетологами для того, чтобы два-три друга, сидя вместе на одном сиденье, весело катались по "даче" и если они "обсохли" где-то, то максимум, что им нужно было - это найти пластиковую бутылку и доброго дядю с бензином, а не думать, где есть ближайшая розетка или специальное масло. Также опустим споры о правильности развесовки, высоте седла и прочих неудобствах для спортивного применения, все это можно всегда чуть-чуть улучшить. Зато высокий ресурс четырехтактного мотора и доступная цена может принести массовость в детский мотоспорт и самое главное, сделать первый монокубок в детских российских мотогонках, который за раз нивелирует все недостатки конструкции и поспособствует созданию оптимального пути развития в шоссейном мотоспорте. На эту же роль можно было спокойно поместить и Yamaha PW50, который по многим параметрам по праву считается одним из лучших детских мотоциклов. Благодаря чему в США, законодательнице мод в мотокроссе, уже многие десятилетия именно эта модель мотоциклов используется в множестве детских классах sx (кстати, для YCF50 мотокросс вообще противопоказан из-за большой массы мотора, расположенного близко к переднему колесу). Но к сожалению, у PW нет цепной передачи, которая заменена выносливым карданом, поэтому для использования этого мотоцикла строят специальные трассы, на которых прямые рассчитывают под максимально возможную скорость силовой установки и трансмиссии PW.

У нас же трассы детских гонок - это и так тема для отдельного разговора по вопросам полезности, безопасности и прочего. Построенные для соревнований по картингу, они имеют прямые старт/финиш около ста метров. Обороты двигателя закрутятся, когда мотоцикл не проедет и половины прямого участка, что не даст ни одного шанса владельцу детской ямахи показать, как он освоил приемы активной аэродинамики. Конечно, в случае монокубка ПиВи 50 все участники имели бы примерно одинаковую максимальную скорость, но грациозное проплывание пелотона из PeeWee по прямой старт финиш превращает соревнование в грустное зрелище и вряд ли даже наездникам принесет какое-то удовольствие.

Последними, а точнее сказать фаворитами заезда минимотард стали мотоциклы класса Кросс 50, настоящие гоночные мотокроссовые мотоциклы Husqvarna 50 sx и KTM 50 sx, с многими техническими доводками, включая специальные 12 дюймовые колеса, зачастую обутые в крутую гоночную итальянскую резину PMT. Ох, как же они замечательны и по праву стали украшениями детского паддока! Такой мотоцикл, в пропорции с юным пилотом, одетым в красивый кожаный комбинезон (особенно на примере победителя класса, тк он наиболее рослый из-за его возраста), выглядит как с сайта чемпионата мира по супермото в классе FIM S1GP! Конечно, мы понимаем, даже по доброму завидуем отцам, которые имеют возможность сажать детей на подобную технику! Стены их квартир могут быть украшены супер постерами с "про-звездами sm", но в лице их малышей. Чем будут вызывать неподдельное удивление даже среди искушенных друзей мотоциклистов!

Мотоциклы класса Кросс 50, рожденные для побед на любых неровностях и оснащенные для этого моторами, пусть и с автоматической трансмиссией, но мощностью более 10 лс, могут украсить что угодно! И совсем не важно, как малыш при этом с ним управляется. Просто сидит в паддоке на подставке, еле дотягивается до руля или стартует в гонке при помощи "ниндзи-держателя", который, пренебрегая правилами безопасности после старта, уворачивается от пролетающих мимо юных участников. 

На наш взгляд, в настоящее время, этот класс в большей степени для маленьких мотокросменов от 6 до 9 лет. Ведь детские кроссовые трассы по стандартам безопасности не должны иметь достаточно длинных прямых и, следовательно, подспорье в виде заездов на картодроме, позволит значительно расширить тренировочные программы, приучив кроссменов к управлению их мотоцикла на более высоких скоростях. 

Что касается прошедшего мероприятия, то именно так и произошло с восьмилетним лидером на KTM 50 SM, который, кстати сказать, показал лучшее время детской серии за прошедший уикенд. Судя по уровню подготовки мотоцикла, скорее всего, этот ребенок является завсегдатаем мотокросс-соревнований, и его отец просто добавляет ему в карьеру различных мото-активностей. Семья в целом выглядит специалистами в мотогонках, поэтому если бы отец рассматривал для него путь в шоссе, то мы уверены, что он выбрал в этом случае воздушный минимото строго соответствующий возрасту.

Вот мы и подошли к концу нашей статьи, где в последних строчках сможем заодно подвести итог. Детские мото соревнования очень понравились! 12 лет прошло с момента, когда первый ребенок выехал на минимото во время соревнований на картодроме в Фирсановке. А сейчас, наконец-то, Россия имеет уже 20-25 потенциальных участников! И дай всем сил, чтобы дальше - больше! 

Мы очень понимаем семьи, которые уже купили себе YCF50 как утилитарный мотоцикл для дачи, для хобби, для каталок зимой и летом, эпизодических гонок. Поэтому в настоящее время агитацию этих родителей за дополнительную покупку мини-мотоцикла считаем преступлением! Не смотря на то, что минимото полезнее ребенку, его легче перевозить в любом автомобиле в отличии от YCF50, миник не является достаточно доступным, да и к тому же простым в техническом обслуживании. Следовательно, лучше всего агитировать другие семьи обменять свои минимото на минимотарды или просто добавить в их мото-парк ЮСиЭф 50! Что в итоге, наконец-то, будет способствовать формированию достаточного кворума для полноценного монокласса. Ведь даже 20 человек в одном классе, это значительно лучше, чем 9!

И пусть это идет в разрез с многолетним европейским опытом и мото-традициями. Нам, жителям России, не привыкать! Наша страна всегда доказывала, шла и создавала свой путь! 

Поэтому мы, как одни из популяризаторов мотоспорта, как рьяные фанаты мотоспорта, как родители, которые видят в нем пользу, констатируем, что наличие одного монокласса с двадцатью участниками во много раз лучше для дела, чем десять классов по пять человек. И уж тем более, чем три, как попало наполненных, класса.

Хотя, конечно, положа руку на сердце, хочется вам признаться.

В наших снах, еще с девяностых, под русскую речь комментатора все еще раз за разом с громким шумом срывается многочисленный пелотон маленьких деток на минимото, лидеры которого держат нас в напряжении от первого до последнего круга гонки!

Но вечный бой! Покой нам только снится ))

С уважением ко всем участникам, сочувствующим, мечтающим и невольным читателям,

Команда Мини Гран-При

 

p.s. Данная заметка написана от души и способствует развитию мотоспорта в России, а также является неофициальным приглашением для любых дискуссий!

 

Лидер 140516:

1. Кирилл Мастеров - 1:07.782 - Кросс 50

2. Ярослав Карпушин - 1:12.025 - Кросс 50

3. Ярослав Карпушин - 1:13.639 - Минимото

4. Алена Петришина - 1:14.149 - Кросс 50

5. Дарья Морозова (9 лет) - 1:14.342 - Минимото

6. Глеб Алексеев - 1:16.929 - Кросс 50

7. Павел Никитин - 1:17.713 - Минимото

8. Иван Майоров - 1:18.079 - Минимото

9. Марк Стеблин - 1:22.155 - Минимото

10. Тимофей Гаращенко - 1:22.216 - Минимото

11. Андрей Кочергин - 1:24.890 - Минимотард

12. Михаил Сергеев - 1:26.202 - Минимотард

13. Марк Стеблин - 1:26.992 - Минимотард

14. Платон Дорогих - 1:27.202 - Минимотард

15. Тимофей Гаращенко - 1:27.136 - Минимотард

16. Владимир Лудушкин (Н.Новгород) - 1:29.289 - Минимото

17. Федор Купченко - 1:30.034 - Минимотард

18. Андрей Дьяков - 1:33.176 - Минимотард

19. Леонид Балаберин (Н. Новгород) - 1:37.662 - Минимотард

20. Тимур Кулешов (Киев) - 1:39.174 - Минимотард

21. Дмитрий Смирнов (Н.Новгород) - 1:39.304 - Минимото

22. Иван Новиков - 1:39.345 - Минимотард

23. Иван Новиков - 1:53.851 - Минимото

24. Алексей Шмелев (Тула) - 1:56.764 - Минимотард

25. Тимур Кулешов (Киев) - 2:03.119 - Минимото

--------------------------------------------------------------------------------

https://vk.com/wall-85885841_23477 Детский мотоспорт. Часть 1 

http://vk.com/wall-85885841_23539 Детский мотоспорт. Часть 2 

https://vk.com/wall-85885841_23605 Детский мотоспорт. Часть 3

https://vk.com/wall-85885841_27212 Детский мотоспорт. Часть 4

---------------------------------------------------------------------------------